Сторона работодателей в Трёхсторонней комиссии ХМАО-Югры по регулированию социально-трудовых отношений ставит вопросы о пересмотре определения МРОТ и системы оплаты по контрактам

© Управление по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями

Обложка новости

Фотогалерея

24 декабря 2015 года состоялось очередное заседание Трёхсторонней комиссии ХМАО-Югры по регулированию социально-трудовых отношений.

Вел заседание директор Департамента экономического развития - заместитель Губернатора ХМАО-Югры Павел Сидоров, который решением Губернатора Югры Н. В. Комаровой назначен Координатором стороны органов государственной власти автономного округа в Трехсторонней комиссии.

Сторону работодателей региона в Комиссии представлял Председатель Объединения работодателей ХМАО-Югры, член Правления РСПП, руководитель Ханты-Мансийского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Кобанов.

От лица профсоюзов ХМАО-Югры выступал Председатель объединения организаций профсоюзов округа Фёдор Сиваш.

Всего в заседании приняло участие более 40 представителей предприятий крупного и среднего бизнеса Югры, профсоюзов, органов государственной власти и муниципалитетов округа.

В ходе заседания были подведены итоги деятельности Трёхсторонней комиссии и принята к сведению информация о ходе выполнения Трёхстороннего соглашения между органами государственной власти ХМАО-Югры, Объединением работодателей округа и Объединением организаций профсоюзов Югры на 2014 – 2016 годы.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ХМАО-ЮГРЕ

Оживленную дискуссию среди участников заседания вызвали вопросы об индексации заработной платы в округе, об определении минимального размера заработной платы, стоимости работ по государственным контрактам и сроках оплаты за выполненные работы по контрактам нефтегазовых компаний и монополистов.

Известно, что минимальная заработная плата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре устанавливается в размере, равном минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Югре.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения рассчитывается с учётом уровня цен на продовольственные товары и утверждается ежеквартально постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Фактически, Работодатели Югры обязаны ежеквартально индексировать минимальную заработную плату, приравнивая ее к размеру стоимости прожиточного минимума в ХМАО. Сложившийся порядок определения МРОТ и система расчета по контрактам в сегодняшних условиях спада экономики не отвечают интересам развития бизнеса и не способствует созданию новых рабочих мест.

«Необходимо, в рамках Трехстороннего соглашения, вернуться к данным вопросам, исходя из реального состояния социально-экономического положения в автономном округе» - заявил Координатор стороны работодателей Александр Кобанов.

Серьезной проблемой, которая мешает развитию малого и среднего бизнеса в Югре, по мнению работодателей и профсоюзов, являются задержки оплаты со стороны нефтегазовых компаний и монополистов за выполненные работы на срок 60 -120 дней.

«В сегодняшних условиях отсутствия оборотных средств и доступных банковских кредитов это фактически убивает малый и средний бизнес нефтегазосервисных компаний, что ведет к социальной напряженности» - высказал мнение Александр Кобанов.

«Я считаю, что максимальный срок оплаты выполненных работ по договору, заключенному для выполнения этих работ, для Заказчика и Генерального директора не должен превышать 30-ти календарных дней со дня исполнения всех обязательств» - внёс свое предложение Леонид Михалко - генеральный директор ОАО «Специализированное управление подводно-технических работ № 10».

Инициатором другого вопроса стал Координатор стороны профсоюзов Югры Федор Сиваш, обозначив следующую проблему:

«Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране и округе, о какой индексации может идти речь, если нет денег даже на саму заработную плату? Необходимо, чтобы работодатели не скрывали от сотрудников возможности увеличения и уменьшения заработной платы, её индексации и ежегодно вели непрерывный диалог на эту тему. Поэтому предлагаем внести дополнение в Трехстороннее соглашение о том, что работодатели должны ежегодно рассматривать совместно с профсоюзами вопрос о возможности или невозможности проводить индексацию заработной платы».

Итог дискуссии подвел Павел Сидоров, выразив общее мнение, что над этими вопросами нужно серьезно поработать. Сторонам работодателей, профсоюзов и органов власти необходимо провести предварительные консультации   органов государственной власти по данным вопросам, и окончательное решение принимать по результатам их проведения.

КОНТРОЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ

Отдельным вопросом можно выделить обсуждение предложения АО ГК «Северавтодор», в котором они просят сторону«Органов государственной власти» исполнить пункт 1.17 Трёхстороннего соглашения в части контроля за соответствием цен, тарифов и заработной платы, предусмотренных сметными расчётами начальной (максимальной) цены государственных контрактов, в равной степени в отношении всех контрактов с привлечением средств бюджета ХМАО-Югры, в том числе и на работы по содержанию дорог.

2013 г. Предприятие АО ГК «Северавтодор» было вынуждено заключить долгосрочный государственный контракт на период 2013-2015 годы, в котором величина средств на оплату труда рабочих 4 разряда, предусмотренной в сметных расчётах, не соответствовала величине, установленной Правительством ХМАО-Югры в соответствующем периоде.

«Мы просим проконтролировать деятельность Региональной службы по тарифам и исключить избирательный подход к объектам контроля со стороны органов государственной власти, а также осуществить полный охват контроля за соответствием величины заработной платы, предусмотренной в государственных контрактах, финансируемых из бюджета округа и соответствующих установленному Правительством округа уровню» - Сергей Дубовец - Заместитель генерального директора по производству.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

В ходе заседания был рассмотрен такой вопрос как «Совершенствование законодательства в части специальной оценки условий труда».

Известно, что удельный вес работников в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре занятых во вредных и (или) опасных условиях труда вырос с 30,2% к общей численности работников в 2013 году до 38,8% 2014 году, в связи увеличением количества организаций прошедших специальную оценку условий труда (по Российской Федерации в 2014 году - 39,7% от общей численности работников);

Введенный с 2014 года механизм специальной оценки условий труда с целью перехода от компенсационной модели к внедрению рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных условий труда на конкретных рабочих местах, вызывает трудности в применении, отмечается отсутствие законодательного регулирования отдельных вопросов.

В связи с этим Объединением организаций профсоюзов округа и Объединением работодателей было принято решение о создании рабочей группы по совершенствованию механизма специальной оценки условий труда, и 21 декабря 2015 года состоялось первое заседание.

Рассмотрев актуальные проблемы по данному вопросу, Комиссией было принято решение поручить Рабочей группе по совершенствованию механизма оценки условий труда собрать и обобщить предложения, выработать соответствующие проекты решений и вынести указанные проекты решений на очередное заседание трехсторонней комиссия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по регулированию социально-трудовых отношений в срок до апреля 2016 года.


ЗДОРОВЬЕ ДОРОГО СТОИТ

Не менее интересным стал вопрос о ходе выполнения научно-исследовательской работы «Оценка влияния природно-климатических, медико-биологических и социально-экономических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и научном обосновании видов и размеров компенсаций негативного влияния указанных факторов с учётом существующих гарантий и компенсаций».

Об актуальности проведения данной научно-исследовательской работы участникам заседания рассказала заместитель директора-начальник управления профессионального образования Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры - Валерия Безуевская.

Актуальность работы прежде всего связана с тем, что более 570 тысяч работников (более 75%) в Югре получают заработную плату с районным коэффициентом 1,7.

Помимо этого, в ходе заседания, был утвержден персональный состав трудовых арбитров, которые будут заниматься представлением и защитой интересов предприятий округа и решением спорных вопросов между ними. Всего в составе 21 человек, в их число вошел и исполнительный директор - начальник отдела по работе с членами Объединения работодателей ХМАО-Югры Александр Рожков.

Организовать обучение трудовых арбитров было поручено Департаменту труда и занятости ХМАО-Югры.

В конце заседания были выслушаны доклады о результатах деятельности муниципальных трёхсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и о заключении трёхсторонних соглашений в городах Мегион, Покачи, Радужный.
 

© Пресс-служба Объединения работодателей ХМАО - Югры

Поделитесь